Рубрика: Является ли философия наукой или нет

Является ли философия наукой или нет

Все мы знаем, однако, что гуманитарные науки имеют свой взгляд на общую иерархию наук и не склонны особо преклоняться перед "царицей наук - математикой". Андрей Николаевич Муравьев, доцент кафедры истории философии Института философии Санкт-Петербургского государственного университета, беседует с аспирантом кафедры философии Российского государственного педагогического университета им. Герцена.

Артем Дудин, аспирант кафедры философии Российского государственного педагогического университета имени Герцена в Санкт-Петербурге. Очерки по истории философии и культуры. С точки зрения классической философии, что такое современная наука? Одна - это эмпирическая наука о природе и духе е в ее различных отраслях - физике, химии, истории, психологии и т.д. Этот вид является продуктом развития опыта, начиная с Древней Греции, когда мифология заменила эмпирическое естествознание и, так сказать, духовное знание, до XV и XVI веков, когда благодаря христианской религии, связанной с античной философией, родилось научное знание эмпирической природы и духа, ибо мир как творение Бога стал чем-то достойным изучения Коперником, Галилеем, Ньютоном и другими учеными.

В этой своей первоначальной эмпирической форме эти науки развиваются до сих пор. Вторая составляющая современной науки, которую многие сегодня не признают наукой, - это философия. Ее история также началась в античности и закончилась к 60-м годам, когда в лице Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля философия завершила свое историческое развитие в логическую или систематическую науку. Впервые она появилась в "Науке логики" Гегеля и "Энциклопедии философских наук". Она составляет основную часть современной науки и только кажется, что она осталась в прошлом как развитая эмпирическая наука, как это было впервые провозглашено Контом в середине 19 века, а другие позитивисты учили верить до сих пор.

На самом деле, эта философская наука продолжает оставаться тем, чем она является: единственным фундаментом подлинно современного научного знания. Правда, пока что она существует только в гегелевской системе и во всех других классических философских учениях, возникших в ходе истории философии. В них, в форме натурфилософии и философии духа, сугубо теоретическая, т.е. эта сложная философская наука, где логика сочетается с философией природы и духа, является вторым видом современного научного знания.

Правда, научному сообществу еще предстоит признать ее таковой, овладеть ею и на этой основе впервые двинуть эмпирические науки в их развитии по существу, придав современным эмпирическим наукам строгую теоретическую форму через освоение специалистами, получившими образование на нефилософских факультетах, единого содержания истории философии.

Эта строгая научная форма будет уже не математической, а такой, которой ранее обладала только философия, не случайно являющаяся древнейшей из всех наук, включая математику. Гегель и его ученики в Берлине в году. Литография - Однако как следует понимать эту теоретическую форму? Кажется, что теоретическая наука уже существует и по названию, и по сути. Мне лично доводилось слышать от одного уважаемого математика, что у нас в стране есть только одна настоящая школа мысли - математическая.

Я предполагаю, что такие уважаемые люди признают математику как теоретическую науку. А что они, эти современные математические или математические науки, включая сюда физику, еще не теоретические? Математика как наука возникла, как мы знаем, позже философии и на основе философии в трудах Пифагора.

Еще позже, в XV и XVI веках, на философско-религиозной или антично-христианской основе возникла физика как эмпирическая наука - сначала как астрономия небесной механики, а затем как механика земной поверхности. Философия по праву считается матерью всех наук именно потому, что научный прогресс в эмпирических естественных и духовных науках всегда был обусловлен философскими предпосылками.

Но дело в том, что, во-первых, развитие философии и, во-вторых, потребности развития эмпирических наук сегодня делают необходимой, хотя осознание этого только начинает брезжить в умах выдающихся ученых, теоретическую форму в строго философском, а не только в математическом смысле. Соответственно, эта необходимость должна изменить форму развития наук о природе и духе, оставив в них только эмпирический способ подтверждения и констатации научных открытий.

По сути, эти науки должны стать сознательным выражением самой истины, как она реально существует в природе и в духе. Когда они станут таким сознательным выражением, тогда это и будет их настоящей теоретической формой. Из своей теоретической составляющей она превратится в теоретическое целое этих наук. Единое теоретическое содержание этих наук будет существовать в этой единой теоретической форме, а эмпирическое и, где нужно, математическое останется лишь его подтверждением и представлением в соответствии с различными способами подтверждения и представления, свойственными этим наукам.

Тогда физика сама теоретически раскроет физическую форму идеи природы, химия - химическую форму, биология - биологическую форму этой единой идеи природы, этого единого содержания естественных наук. Тогда эти науки не будут заниматься изучением отдельных явлений природы и установлением специальных законов этих явлений, как это делают сегодня эмпирические науки.

Как теоретическая т. Наука как таковая всегда теоретическая, даже если она имеет своим объектом практическое, как, скажем, история, которая хотя и изучает действия людей, но интересуется ими не тем, как сделать что-то завтра или послезавтра, а тем, каков закон того, что сделано. Созерцать означает, если следовать определению Аристотеля, иметь дело с предметом, который не может не быть и существует сам по себе, тогда как действия как содержание практики могут быть или не быть и имеют свое происхождение в нас.

Вы противопоставляете не практическое и теоретическое, а эмпирическое и теоретическое. Тогда возникает вопрос: как элемент созерцания отсутствует в эмпирической науке и как он должен присутствовать в подлинно теоретической науке? Современная эмпирическая наука, именно потому, что потребность в ее теоретической форме еще не удовлетворена, вырождается в технику, т.е.

Последние великие открытия в эмпирической науке были сделаны давно и до сих пор используются исключительно таким техническим способом. А то, что было сделано в физике Галилеем, Ньютоном и Эйнштейном, технически почти исчерпано.

Куда дальше пойдет эта так называемая "технонаука"? Дальше, очевидно, тупик, выход из которого, на мой взгляд, может быть только сугубо теоретическим. То, что видные ученые сто лет назад называли кризисом современного естествознания, сегодня является вполне осознанной ситуацией. Одно дело, когда наука достигает как полезных, так и вредных практико-технических результатов.

Это и есть современная эмпирическая наука. Другое дело - наука, теоретически постигающая свой предмет, которая непременно устранила бы опасные технико-практические новации и продвинула бы теоретическое знание о своем предмете к его идейному единству.

Это именно то, чего требуют сейчас все эмпирические науки, что их представители выражают как необходимость теории, обобщающей все научное знание, чуть ли не "единой теории всего", что на деле выражает необходимость замены эмпирической формы естественных и духовных наук теоретической формой этих наук.

По словам Канта, они не существуют как законы, которые наш рассудок дает природе, не так ли? Она, конечно, не является высшей формой природы, но дух по необходимости связан с природой и возникает только из нее. Тем самым указывается, что из духовных существ, т.е. законов природы, конечно, являются законами, но именно как математически сформулированные законы они существуют только для духа и в духе. В самой природе они реализуются лишь в определенных преобразованиях природных явлений.

Кто-то из ученых хорошо сказал: "Законы природы не написаны на небесах". Иначе эмпирические науки и специально обученные ученые были бы не нужны. На этих примерах совершенно ясно, что то, чего не существует в самой природе, в результате технического вмешательства в нее начинает на какую-то долю мгновения реально существовать... - Значит, я правильно Вас понял: эмпирическая наука не теоретическая именно потому, что познаваемые ею конкретные законы реальны только в духе исследователя, тогда как то, что было бы теоретической наукой, познавало бы природу как она есть сама по себе, а не в духе?

Теоретическая форма науки познавала бы способ, которым эта единая сущность природы, существующая в природе только в себе, раскрывается духом, поскольку только она существует для себя, следовательно, для нее существует природа как единое идейное целое.

В опыте исследователь является внешним по отношению к своему предмету, а предмет - внешним по отношению к исследователю. Такое эмпирическое отношение порождает вопросы: "Какое право мы имеем приписывать что-либо природе? Все эти понятия намекают на то, что опыт есть некое единство природы и духа, а не только их различие, выступающее в опыте и заслоняющее их единство. Выявить это единство природы и духа, подойти к природе не просто как к материалу, который мы можем насиловать как угодно и тем самым подрывать собственное физическое существование как духовных существ, связанных природой, но понять, что, вообще говоря, и природа - это единство природы и духа, с одной стороны, и дух - с другой, единство природы и духа, было бы совсем другим научным их исследованием.

В такой философской предпосылке это совсем другое научное исследование.

Повторяю, что классическая философская мысль в своей философии природы и духа уже дала примеры и модели такого конкретно-познавательного, или сугубо теоретического, а не абстрактного, неконцептуального отношения к природе и духу.

Андрей Муравей.

Андрей Муравьев.


Навигация

About Author


Meztishicage

Comments

  1. Полностью разделяю Ваше мнение. В этом что-то есть и это отличная идея. Готов Вас поддержать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *