Рубрика: Любовь здесь больше не живет

Любовь здесь больше не живет

Любовь здесь больше не живет Опубликовано автором На постере нового фильма Андрея Звягинцева "Нелюбовь" женщина закрывает лицо руками. Кажется, что она в отчаянии и не хочет видеть, что происходит вокруг. Смотреть картину тяжело. Иногда хочется просто закрыть глаза и не слышать чудовищные в своем цинизме речи героев и не видеть отвратительных поступков, совершаемых ими. А после просмотра в горле подкатывает ком, и иной раз ты не в состоянии произнести ни слова.

Если в "Левиафане" Звягинцева главное зло - система, уничтожающая человека, то здесь зло - сам человек, в котором нет ничего человеческого. Действие происходит осенью года. По радио объявляют о скором конце света. Для героев фильма он действительно наступает. Они разводятся. Нервно, злобно, агрессивно. Без всякой попытки остаться если не друзьями, то хотя бы просто равнодушными людьми по отношению друг к другу.

Но нет, их пожирает взаимная ненависть. Проблемой становится их двенадцатилетний сын Алеша, которым родители и раньше пренебрегали, а теперь он вообще не нужен ни ей, ни ему. Оба супруга, Борис и Женя, уже открыто устраивают свою новую личную жизнь. Женя находит себе папу средних лет, но обеспеченного. Борис ждет ребенка от своей новой молодой девушки. Алеша становится лишним, занудой, проблемой. И вот уже мать и жена, никогда не любившая ни мужа, ни сына, готова отправить Алешу в интернат, а потом сразу в армию.

А слабохарактерному Борису нечего предложить в качестве альтернативы. Его новая спутница тоже не хочет чужого ребенка. Женя, сама не испытавшая материнской любви, переносит свою неприязнь на мужа и сына. Они поженились "по залету", и о любви не могло быть и речи. Да и как может быть любовь, если мать Жени ненавидит свою дочь так же, как мать Алеши ненавидит своего сына.

Ненависть здесь наследственная, генетическая. Насколько реальны были планы родителей, мы не знаем, но после того, как их разговор случайно подслушивает Алеша, он убегает из дома. Режиссер усиливает этот момент тем, что до того, как пропажа мальчика обнаруживается, и муж, и жена проводят время в жарких объятиях любовника и любовницы.

Режиссер также придает этому моменту большой смысл, поскольку и муж, и жена проводят время в жарких объятиях любовника и любовницы.

Мать, возвращаясь домой после полуночи, уставшая от любовных утех, даже не удосуживается посмотреть, дома ли ее сын. А отец, узнав о случившемся, бормочет что-то неразборчивое и не спешит домой с работы. Старушке-матери Жени все равно, куда пропал "сын" Жени. Она одержима паранойей. Ей кажется, что у нее хотят отобрать ненужную лачугу, а добровольца из поисково-спасательного отряда она принимает за оценщика.

Взгляд Джени, направленный на мать, просто излучает ненависть. Кажется, что сама судьба разрешает безвыходную ситуацию, в которой оказалась пара, собирающаяся развестись, выбрасывая из их жизни лишнее звено. Но решает не так, как они хотели. Проблема превращается в беду, которая постепенно перерастает в трагедию. Неприятности не сближают супругов, а делают их еще более озлобленными. Каждая мелочь вызывает раздражение, затем приступ ярости. То один, то другой. Только добровольная поисково-спасательная команда готова день и ночь выполнять задание, чтобы спасти чужого ребенка.

Поиски пропавшего мальчика занимают большую часть фильма. На фоне отвратительного поведения родителей пропавшего ребенка спасатели-волонтеры выглядят почти святыми.

Фильм имеет большой успех.

И в этом Звягинцев дает повод для оптимизма, тем самым переигрывая своих оппонентов-критиков, которые обвиняют режиссера в культивировании "чернухи". Наряду с его всепоглощающей неприязнью живет вполне обычное равнодушие, отстраненность.

Прохожие не обращают внимания на плакаты. Тупая подружка Бориса, зная обо всем, что произошло, ноет в телефон о том, как ей скучно одной.

А бесстрастного бизнесмена это не беспокоит. <А невозмутимый бизнесмен, любовник Жени, спокойно и даже весело общается по скайпу со своей взрослой дочерью. Для них жизнь продолжается, для них конец света не наступил. Да и кого на самом деле волнует чужое горе? Пара ищет своего пропавшего сына.

Так и тянет спросить: "А зачем? Чтобы сдать его в интернат? И кажется, что эти поиски нужны им только для того, чтобы оправдать себя, оправдать обстоятельства, при которых произошло исчезновение, оправдать свое невнимание к сыну, которое длилось 12 лет. В то же время, конечно, они хотят ужалить друг друга. Лишь однажды, всего на несколько минут, муж и жена становятся людьми, когда вместе со слезами над чужим горем, которое, оказывается, не только бывает, но и очень близко, из них выходит что-то человеческое.

Как будто отравленные ядом друг друга, они больше не в состоянии сдерживать тошноту и извергают собственную ненависть. Андрей Звягинцев, рассказав, по сути, простую историю с открытым финалом, снял не просто жестокую семейную драму. Создатели фильма, пусть не прямо, но как-то косвенно, связывают драму семьи Слепцовых с той атмосферой, которая царит в российском обществе. Здесь Звягинцев снова переигрывает своих критиков, максимально зашифровывая политический подтекст фильма, которого, казалось бы, вообще не существует.

Но его герои живут в конкретном историческом времени и воспринимаются именно в его контексте. То и дело появляется репортаж о выборах в Координационный совет оппозиции, вскользь упоминается Борис Немцов, а в финале появляется наше ТВ-все: Дмитрий Киселёв с его суперпатриотическими мантрами и жуткими репортажами о трупах и руинах Донбасса. Не имея прямого отношения к сюжету фильма, все это создает фон, заставляя зрителя поверить в реальность происходящего.

Тут и идиотизм православно-сдвинутого руководителя компании, где работает Борис, который не разрешает работать у него не членам семьи, и селфи как всеобщее помешательство, и "жизнь" в телефоне, от которой Женя не отходит на протяжении всего фильма. Гламурные девушки развлекаются в ресторанах, а тут еще и некая красотка Софья дорогая проститутка? Идиотские реалити-шоу и лживая пропаганда российского радио и телевидения, источающая агрессию.

Герои фильма также являются самыми популярными.

Герои фильма также являются частью этого общества, где правят расчеты, ложь, цинизм и отстраненное безразличие. Они подчиняются этому обществу и не выступают против его установленных правил. Все, чего они хотят, - это сделать свою жизнь более комфортной. Но Звягинцев не награждает их таким счастьем.

Он до конца честен и беспощаден к своим героям. Новая жизнь Бориса приносит ему только новые проблемы. А Женя как будто хочет убежать от груза своих проблем, но оказывается бегущей по беговой дорожке... Александр Токарев.

Новая жизнь Бориса приносит ему только новые проблемы.

Навигация

About Author


Nikocage

Comments

  1. Рекомендую Вам зайти на сайт, где есть много статей на интересующую Вас тему.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *