Рубрика: Литература 14-15 веков в россии

Литература 14-15 веков в россии

Культура xiii-xv веков Русская культура XIII-XV веков После того как монголы разгромили галицких, киевских и черниговских князей у реки Калки, хотя русские силы превосходили орду, бежавшие через Днепр князья не только бросили остатки своего войска, но и изрубили свободные ладьи, а монголы перебили всех, кто не успел переправиться. Владимирский князь Юрий Всеволодович не пришел на помощь рязанцам, когда Батый осадил Рязань, но жестоко поплатился за это.

Ордынцы не только захватили и разграбили Владимир, в то время как сам князь уже пытался получить помощь от северных княжеств, но и заживо сожгли всю его семью во Владимирском соборе. Позже сам князь был убит в бою. Для русской культуры, а также для экономики монголо-татарское иго имело катастрофические последствия. Регулярные набеги приводили к дальнейшему разорению. Обратите внимание, что дань платили не только деньгами и драгоценностями, но и уводили в рабство наиболее выдающихся, искусных ремесленников, что привело к утрате многих приемов и навыков, а некоторые ремесла были полностью утрачены.

Хотя историк XX века Лев Гумилев называет иго монголо-татарских орд набегом на Русь, такие культурные и политические центры, как Киев, Переславль, Чернигов, Рязань, Владимир и Суздаль, были полностью разрушены в этот период. Пострадали и те, что остались целы - орды уводили в плен искусных ремесленников: оружейников, каменотесов, шорников, кузнецов.

Многие умельцы погибли, защищая свои города, поэтому некоторые виды прикладного искусства даже исчезли совсем. Например, в ювелирном деле были утрачены некоторые техники, присущие только древнерусскому искусству.

Древнерусская архитектура значительно пострадала во время монголо-татарского ига. Жестокие варвары-кочевники предавали огню не только крепости, но и прекрасные в архитектурном отношении русские церкви, соборы и монастыри. Здания сгорали вместе с вековыми древнерусскими и византийскими иконами, фресками прекрасных русских художников, ценнейшими рукописными книгами - памятниками древнерусской литературы. Часто дикая орда сжигала их вместе с укрывшимися в них людьми. <Никого не щадили - ни женщин, ни стариков, ни детей, даже младенцев. В огне погибло не только большинство древнерусских книг, но и прервалось летописание. Живопись и многие прикладные искусства и ремесла пришли в упадок. Более чем на полвека прекратилось на Руси каменное строительство из-за отсутствия мастеров, материалов для строительства и полного оскудения княжеской казны. Русская культура в результате монгольского нашествия потеряла несоизмеримо больше того, что смогла перенять у завоевателей.

Высокий уровень русской культуры позволил ей выжить в самый сложный период своей истории. Территории, не подвергшиеся военному разгрому, хотя и подчиненные Орде - Псков, Новгород - сыграли большую роль в передаче своих традиций и культурно-исторического опыта.

Монгольское нашествие нарушило связи между отдельными частями страны. Если первый этап характеризовался застоем и упадком после страшного удара монгольских полчищ, то после года нашествия

В период борьбы с монгольскими захватчиками и золотоордынским игом обращение к былинам и сказаниям Киевского цикла, в которых ярко описывались битвы с врагами Древней Руси и прославлялись ратные подвиги народа, придало русскому народу новые силы.

Древние былины приобрели глубокий смысл, прожили вторую жизнь. Новые легенды, такие как "Сказание о невидимом граде Китеже" - городе, ушедшем на дно озера со своими храбрыми защитниками, не сдавшимися врагу и ставшими для него невидимыми, - звали русский народ на борьбу за свержение ненавистного золотоордынского ига.

Сформировался жанр поэтических исторических песен. Среди них - "Песня о Щелкане Дудентьевиче", рассказывающая о восстании в Твери в год Кабардино-Балкарии. Благодаря экономическому росту деловые записи становятся все более необходимыми. С XIV века рост потребности в записях, появление бумаги повлекли за собой ускорение развития письменности. В XV веке уставы, когда квадратные буквы писались с геометрической точностью и торжественностью, сменяются полууставами - более свободным и беглым почерком.

Помимо бумаги в особо важных случаях продолжали использовать пергамент; различные виды черновых и бытовых записей делались, как и прежде, на бересте.

Интерес к мировой истории, желание определить свое место среди народов мира привели к появлению хронографов - трудов по всемирной истории. Первый русский хронограф был составлен в год Пахомия Логофета. Популярным литературным жанром в то время были исторические романы. В них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных исторических фактах и событиях.

Повесть часто является как бы частью летописного текста. На блестящий триумф Дмитрия Донского в городе Софония Рязанец создал знаменитую патетическую поэму "Задонщина", созданную по образцу "Слова о полку Игореве". Но если в "Слове" описывалось поражение русских, то в "Задонщине" - их победа. В период объединения русских земель вокруг Москвы расцвел жанр житийной литературы. Талантливые писатели Пахомий Логофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: Митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву, Сергия Радонежского, основателя Троице-Сершевой обители, поддержавшего великого московского князя в борьбе с ордой.

Афанасий Никитин совершил свое путешествие за 30 лет до открытия португальцем Васко да Гама пути в Индию. Архитектура Раньше, чем в других землях, в Новгороде и Пскове возобновилось каменное строительство. Используя прежние традиции, Новгород и Псков построили десятки небольших храмов. Обилие декоративных украшений на стенах, общая нарядность, праздничность характерны для этих зданий. Отметим, что яркая и самобытная архитектура Новгорода и Пскова оставалась практически неизменной на протяжении веков.

Эту устойчивость архитектурно-художественных вкусов специалисты объясняют консерватизмом новгородского боярства, стремившегося сохранить независимость от Москвы. Отсюда ориентация в основном на местные традиции. Сохранившиеся храмы Звенигорода - Успенский собор и собор Саввино-Сторожевского монастыря, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, собор Андроникова монастыря в Москве продолжали традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества.

Набранный опыт позволил успешно выполнить важнейший заказ великого князя Московского - создать могучий, полный величия, достоинства и силы Московский Кремль. Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены во времена Дмитрия Донского. Однако после нашествия Тохтамыша в 1697 году грандиозное строительство в Москве с участием ведущих в то время в Европе итальянских мастеров было завершено к концу XV - началу XVI века.

Величественный пятиглавый Успенский собор был самым большим общественным зданием своего времени. Здесь короновались цари, заседало Земское собрание, оглашались важнейшие государственные решения. В это время была построена и Грановитая палата. Ее название произошло от "граней", украшавших ее внешние стены. <Грановитая палата была частью царского дворца, его тронным залом. Здесь царю представляли иностранных послов, устраивали приемы и принимали важные решения. В живописи также наблюдалось слияние местных художественных школ в общерусской живописи. В XIV веке русские люди специально приезжали посмотреть на творчество Феофана Грека. К сожалению, о жизни выдающегося мастера не сохранилось почти никаких сведений. Кисти А. Рублева принадлежат также сохранившиеся фрески Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского яруса, хранящиеся в Третьяковской галерее, Троицкий собор в Сергиевом Посаде.

Культура в XVI веке Религиозное мировоззрение по-прежнему определяло духовную жизнь общества. Большую роль в этом сыграл Стоглавый собор. Он регулировал искусство, устанавливая образцы, которым необходимо было следовать. В качестве образца в живописи формально провозглашалось творчество Андрея Рублева. Но имелись в виду не художественные достоинства его картины, а иконография - расположение фигур, использование того или иного цвета и т.д.

В архитектуре и искусстве это была работа Андрея Рублева.

В архитектуре за образец был взят Успенский собор Московского Кремля, в литературе - произведения митрополита Макария и его окружения. В XVI веке русские территории, ставшие частью единого государства, имели все больше общего языка, уклада жизни, обычаев и т.д. Среди произведений этого жанра был "Летописец начала царствования", в котором описываются первые годы правления Ивана Грозного и доказывается необходимость установления царской власти на Руси.

Еще одним крупным произведением того времени является "Книга Степная царского родословия. Портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов в ней расположены по 17 степеням - от Владимира I до Ивана Грозного. Такое расположение и структура текста как бы символизируют нерушимость союза церкви и царя. В середине XVI века один из списков Никоновской летописи содержит около 16 000 летописей. Наряду с летописями дальнейшее развитие получили исторические повествования, в которых излагались события того времени.

Создавались новые хронографы. О секуляризации культуры свидетельствует написанная в то время книга, содержащая разнообразную полезную информацию как для духовной, так и для светской жизни - "Домострой" в переводе "домоводство", автором которой считается Сильвестр.

Годом начала книгопечатания считается год начала русского книгопечатания. Но есть семь книг без точной даты издания. Это так называемые анонимы - книги, изданные до этого года. Иван Федоров, один из самых талантливых русских людей XVI века, организовал работу по созданию типографии. Примечание Печатные работы, начатые в Кремле, были перенесены на Никольскую улицу, где для типографии было построено специальное здание.

Помимо религиозных книг Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец в течение всего XVI века печатали и религиозные книги. Архитектура Одним из ярких проявлений расцвета русского зодчества стало строительство шатровых церквей.


Навигация

About Author


Goltiktilar

Comments

  1. Могу рекомендовать Вам посетить сайт, с огромным количеством информации по интересующей Вас теме.

  2. Эххх… Наваяли так наваяли, я раз 7 пробовал начать блог, но всё никак, а тут почитал ваш сайт и каааак началось! И вот уже несколько месяцев веду свой блог. Блогадарю за заряд энергии! Пишите ещё!

  3. Абсолютно с Вами согласен. Мне кажется это отличная идея. Я согласен с Вами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *