Рубрика: Хозяйственно-бытовой труд во второй ясельной группе

Хозяйственно-бытовой труд во второй ясельной группе

Систематическое ознакомление детей с хозяйственно-бытовым трудом начинается во второй ясельной группе, где он уже выступает как самостоятельный вид труда. В "Программе воспитания в детском саду" определен перечень тех отдельных действий и операций, которыми должны овладеть дети. Самых маленьких детей побуждают помогать взрослым. В различных процессах домашней работы: накрывании стола к обеду, завтраку или полднику, подготовке материалов к занятиям, поддержании порядка в комнате и на территории.

Для детей 3-4 лет предусмотрено дальнейшее расширение и углубление знаний о домашнем труде взрослых в детском саду и в семье. Детей продолжают знакомить с трудом няни, повара, с работой родителей по дому. Воспитатель обращает внимание на трудовые операции, действия, необходимые в работе няни, моет дверь, стены водой с мылом, умывается чистой водой, вытирается насухо. При этом дети должны наглядно увидеть результат работы няни, которая вымыла стены и двери, они стали чистыми.

Младшие дети должны раскрыть направленность работы по дому на удовлетворение потребностей самих детей Няня вымыла двери и стены, в группе стало чисто и красиво. Воспитатель учит детей называть трудовые действия взрослых: родителей, повара, дворника, няни; рассказывать о том, что делают взрослые.

У детей углубляется интерес к домашним делам, появляется желание принимать в них посильное участие. Они узнают, что взрослые в детском саду и дома заботятся о детях; взрослые должны помогать. Использование разнообразного оборудования позволяет рационально организовать труд детей. Воспитатель направляет основное внимание на более широкое привлечение детей к домашнему труду. Дети убирают игрушки и строительный материал, ставят на место стулья, собирают с пола бумагу и другой мусор, вешают полотенца, подметают пол на веранде, собирают листья на участке, сметают снег со скамеек.

Это воспитывает желание участвовать в поддержании порядка в комнате и на территории. Воспитатель более систематически, чем в первой ясельной группе, привлекает детей к подготовке материалов для занятий, чтобы они развесили, а затем собрали коробки с карандашами, кистями, доски для лепки, поставили стулья для занятий. Дети помогают няне накрывать на столы: кладут ложки и салфетки, расставляют хлебницы, убирают чайную посуду на хозяйственный стол после еды.

К концу года это становится содержанием работы дежурных по столовой. Методика работы. Как и в предыдущей группе, важной задачей в работе с детьми является приучение их к труду и совершенствованию своих навыков. Воспитатель, используя индивидуальную форму работы-задания, показывает и объясняет ребенку, что, в какой последовательности и как нужно делать, чтобы достичь желаемого результата.

Подробный показ, точное объяснение каждого приема и действия - все это в совокупности обеспечивает овладение трудовым навыком. Соотношение показа, объяснения и степень участия ребенка в выполнении элементарного бытового трудового задания зависит от сложности трудового действия, овладения каждым из них и цели работы.

Контроль педагога за правильностью выполнения задания позволяет установить, что и какая помощь может понадобиться ребенку, о чем следует только напомнить. Воспитатель направляет трудовую деятельность ребенка, ставя перед ним конкретную цель: помочь няне развесить чистые полотенца, подмести пол на крыльце, собрать листья на дорожке. <Если перед ребенком стоит близкая и понятная по смыслу цель, он охотно принимает ее и достигает результата с помощью взрослого. Очень важно создать все условия для того, чтобы работа ребенка завершилась наглядным результатом, помочь ему понять ее необходимость. Имея наглядный пример, воспитатель говорит ребенку, что он приложил усилия для достижения результата и поэтому заслуживает одобрения. В то же время он подчеркивает социальную направленность работы, объясняя ее важность для всех детей группы.

Таким образом взрослый пробуждает в детях желание работать для других. Организуя наблюдения за трудом взрослых, работающих в группе и на игровой площадке, педагог обращает внимание детей на то, что делают взрослые, подчеркивает социальную значимость их труда. На занятиях по наблюдению за трудом няни можно посвящать этому вопросу уроки, раскрывая их содержание, воспитатель беседует с детьми так, чтобы вызвать интерес к ее труду и уважение к ней, обращая внимание на то, как няня моет окна, как убирает групповую комнату, моет посуду и т.д.

И в повседневной жизни нужно чаще подчеркивать важность работы няни и ее заботы о детях. Дети только что вернулись с прогулки. Няня радостно восклицает: "В нашей группе стало светлее!

Дети обращают внимание на чисто вымытые окна. Это няня старается сделать нам приятное! Воспитатель обращает внимание детей на то, как много муки, сахара, яиц и молока требуется для приготовления вкусных пирогов для всех детей, и подчеркивает, как старательно работает повар. Можно попросить повара рассказать, для кого он все это делает, трудно ли ему работать на кухне и нравится ли ему его работа. В полдень, когда няня приносит в группу готовые пирожки с кухни, воспитатель просит детей вспомнить экскурсию на кухню, вызывая у них чувство благодарности повару за его заботу.

В полдень, когда няня приносит в группу готовые пирожки с кухни.

Очень важно, чтобы дети осознали важность домашнего труда взрослых. Поэтому, организуя наблюдения за трудом взрослых, воспитатель старается, по возможности, привлекать детей к совместному труду. Так, осенью дети наблюдали за уборкой территории. Дети видели, как дворник подметал дорожки, сгребал листья и отвозил их на тачке на хозяйственный двор. Воспитательница отметила полезность этой работы для окружающих. Дети захотели принять участие в уборке территории. В маленьких корзинках они стали носить листья в отведенное место. <Каждый хотел положить в корзины побольше листьев, чтобы лучше и быстрее очистить территорию>. Наблюдение за работой взрослых и их посильное участие в ней определяет поведение детей: они стараются поддерживать порядок в группе и на участке, если замечают беспорядок, то устраняют его. После экскурсии или во время нее воспитатель беседует с детьми об увиденном. Такие беседы важны для нравственного развития детей.

Навигация

About Author


Vorisar

Comments

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *