Рубрика: Городецкий промысел История для детей

Городецкий промысел История для детей

Завершающая часть Генезис художественной формы Каждое явление имеет свои истоки. Отправной точкой, без которой городецкая роспись просто не появилась бы на свет, стала самая обычная домашняя прялка - необходимый предмет в каждой крестьянской семье того времени. В этих деревнях - в Косково и Курцево, в Савино и Хлебаихе - издавна существовало кустарное производство домашних прялок. Все его части - донце, крючок и гребень изготавливались из дерева, учитывая его обилие, и первоначально украшались простой резьбой.

Особое внимание уделялось донцу - доске, на которой пряха сидела во время работы и которую после работы вешали на стену на видном месте. Хозяину даже неприлично было иметь в доме на виду неукрашенный "стел". Поэтому их украшали всевозможной диковинной резьбой, а на рубеже XVIII и XIX веков старые мастера освоили сложнейшую технику инкрустации, для которой использовали вставки из темного окрашенного дуба.

Однако этот процесс был очень трудоемким, и изготовление одного изделия занимало очень много времени. Спрос на прялки постоянно рос, и, чтобы увеличить их количество, дубовые вставки сначала частично, а затем и полностью заменили яркой, красочной росписью, выполненной темперой и покрытой лаком для долговечности.

Это значительно сократило время производства и увеличило продажи изделий на Нижегородской ярмарке, куда узольские мастера везли свой товар на продажу.

Тест: Сможете ли вы угадать художника? А особенности рисунка, техники, узоры и основные элементы развивались десятилетиями, приобретя свою окончательную форму в семидесятых годах XIX века. В это время в село Курцево из Городца для ремонта местной церкви был приглашен известный иконописец Огуречников. Именно он, вдохновившись местным промыслом, "усовершенствовал" технику росписи узольцев и ввел иконописные приемы: многослойность, игру светотеневыми дугами и белилами.

Происхождение названия В то время ремесло имело другое название. Крестьянские мастера не придумывали самоназваний, и в ранних публикациях упоминались либо "нижегородские живописцы" по месту расположения ярмарки, где продавались их изделия, либо "курцевские красильщики" по месту, где они наиболее широко производились и развивались.

В конце XIX века, с появлением крупных ткацких фабрик и дешевого ситца, необходимость в домашнем производстве льна отпала. Никому больше не нужны были прялки, и, как следствие, этот промысел начал угасать. К Первой мировой войне оно практически исчезло, продолжая существовать лишь в виде отдельных спорадических работ энтузиастов-любителей. Современное название появилось только в 20-х годах 20 века, когда под патронажем государства промысел получил шанс на второе рождение.

Сначала в Городце были восстановлены мастерские и артели. Художники традиционно использовали в качестве сюжетов для своих жанровых сцен зарисовки из повседневной жизни городецких купцов и мещан. Да и центр сбыта продукции теперь переместился в этот город. Все это вместе взятое дало повод В. Василенко, одному из крупнейших исследователей народной культуры, использовать в своих работах термин "городецкая роспись", которому суждено было с тех пор стать названием этого вида искусства в России.

Технические особенности росписи Для росписи прялок всегда были характерны простые сюжеты и незамысловатая композиция.

С течением времени отдельные элементы усложнялись, появлялись новые темы и персонажи, совершенствовалась техника росписи, но каждое изменение делалось очень аккуратно, не нарушая сложившейся исторической традиции.

Тест: Найдите свою индивидуальность Композиция и сюжет Композиция картин имела двух- или трехчастную структуру. Нисходящие части - ярусы - несли свою смысловую нагрузку, дополняли друг друга и могли восприниматься как совершенно самостоятельные произведения: верхний ярус обычно занимала бытовая или жанровая сцена, изображавшая чаепития, пиры, гуляния, деревенские посиделки, нарядных кавалеров и дам в кринолинах.

А поскольку исторически прялка всегда была частью приданого, здесь также отражены свадебные мотивы сватовства, свидания и проводы жениха и невесты.

Средний пояс представлял собой поясок с различными цветочными узорами. Казалось бы, он выполнял вспомогательную роль - отделял верхний ярус от нижнего, но выглядел как вполне законченное произведение живописи. Впоследствии цветочные композиции, разработанные в рамках поясов, стали очень популярны для росписи шкатулок и другой мелкой сувенирной продукции. Содержанием донца стало изображение птиц и животных в обрамлении пышных цветочных элементов гирлянд, орнаментов, рамок.

Каждый символ имел символическое значение и наполнял работу мастера дополнительным смыслом. Например, петух, фазан, павлин, курица, городецкая птица олицетворяли домашний уют и семейное счастье. Конь, лошадь символизировали достаток и богатство. А то, чем особенно славилась раскраска городецких цветов, - здоровье и успех в делах. Со временем рисунки с прялок перекочевали на крышки сундуков, шкатулки, солонки, разделочные доски, стали украшением детской мебели и сувениров.

Современность внесла свои коррективы, и сегодня легко узнаваемые элементы можно увидеть в аэрографии автомобилей, в оформлении сотовых телефонов и других подобных устройств.

Сегодня, как и в прошлом веке, мы можем наблюдать, как на крышках автомобилей, на крышках сотовых телефонов и других подобных устройств появляются рисунки, нанесенные с помощью аэрографии.

Постепенный характер надписей Неподвижность красок в изделиях привела и к особой технике исполнения: рисование городецких узоров поэтапно. Краски накладываются друг на друга, но каждый слой наносится только после высыхания предыдущего. Тенирование - прорисовка контуров персонажа, животного или цветка тонкой кистью, для чего используются темные, часто черные насыщенные цвета. Растирание - заключительный этап росписи, во время которого штрихи, блики, капли и другие мелкие детали наносятся белилами, в очень редких случаях - желтой охрой, чем достигается объемность, яркость и ощущение богатой пышности изделия.

Наглядность городецких изделий и простота их поэтапного выполнения сделали их доступными для практического освоения детьми старших групп детского сада и учащихся начальной школы. Основы методики преподавания Декоративная роспись по городецким образцам является важной частью художественного развития ребенка и приобщения его к национальной традиции.

Поэтому непритязательность и "детскость" основных городецких персонажей очень помогают детям усвоить их не только теоретически, но и практически, как часть творческого процесса.

Подготовительный этап по изготовлению поделок из маркетри Занятию должен предшествовать выбор формы, над которой будут работать дети, и создание материальной основы.

Первое поможет определить тему, размер, композицию и количество элементов. Есть разница между украшением закладки и разделочной доски, а роспись ложки и деревянного блюда не равнозначны.

Это зависит как от общего уровня группы студентов, так и от их личных способностей. Что касается второго, то здесь все более однозначно. В вводных словах преподаватель должен рассказать об истории возникновения ремесла, его особенностях, познакомить группу с иллюстративным материалом. В зависимости от сложности будущего рисунка необходимо поставить задачи и обозначить основную цель.

Творческая работа Сам процесс происходит следующим образом: Все начинается с самых простых элементов городецкой росписи для дошкольников: с цветов и цветочных узоров, дополненных листьями, бутонами и ягодами. Затем, в зависимости от первых результатов, можно перейти к более сложной композиции петуха или лошади, но вначале пусть дети познакомятся с Городцом на примере розы и чашечки, ромашки и городецкой розы.

Это должно происходить поэтапно, в соответствии с принятой техникой письма, и включать в себя развитие мелкой моторики, навыков работы с кистью, координации глаз-рука, способов раскрашивания. Не стоит забывать, что "Городец" - это роспись по дереву. Поэтому на подготовительном этапе на рабочую сторону листа наносится светло-желтый фон, имитирующий неокрашенную деревянную поверхность. На заключительном этапе урока с помощью ножниц можно придать ему вид разделочной доски, блюда, деревянной ложки.

Но только на заключительном этапе, потому что ребенку удобнее рисовать на привычном альбомном листе. Сначала дети должны научиться делать ровные, широкие мазки кистью, используя в качестве ориентира карандашные наброски.

Для этого в качестве основных цветов выбираются розовый и голубой, а болотно-зеленый используется для заполнения контуров листьев. После этого выполняется пальчиковая гимнастика, которая одновременно является методически правильной и дает возможность подрисовке высохнуть. Штриховка выполняется в тон - насыщенный красный на розовом и темно-синий на синем.

На этом и последующих этапах очень важен пример учителя и фактор личной поддержки каждого ребенка. Работа выполняется тонкой кистью и требует внимания и аккуратности.

Дуги и полудуги не представляют особой сложности в работе, главная задача - добиться тонких линий и максимальной, соответствующей возрасту, изящности. Рисование белой краской выполняется строго под наблюдением педагога, чтобы не дать детям увлечься и не позволить им перегрузить рисунок каплями, точками, штрихами, спиралями и другими мелкими деталями.

Воспитание чувства меры - одна из первостепенных задач на этом этапе. Отделка витража Pixel GlassНа последнем этапе необходимо поработать ножницами, чтобы завершить работу.

Следует отметить удачные моменты в работе, устроить коллективное обсуждение, организовать выставку поделок. Ни в коем случае не следует устраивать критический разбор работы, который, возможно, и оправдан, но подменяет скучным дидактизмом удовольствие от творческого процесса.

В любом случае, важно не устраивать критический разбор работы.

Так, или примерно так, может быть построено занятие по рисованию в старшей группе. Оно разбудит фантазию детей, научит их использовать разные виды кистей в одной творческой работе, разовьет художественный вкус и интерес к народному творчеству.

А самое главное - даст возможность вашему ребенку прикоснуться к сказочному миру русской национальной культуры. Поделитесь с друзьями: Вам также может быть интересно.

Навигация

About Author


Tern

Comments

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *